| |
Опытный автор |
|
|
|
|
К своему сожалению и удивлению, обнаружил, что тема монтажа у нас на форуме практически не раскрыта. А между тем это главная творческая составляющая АМВ. Почему-то стало приниматься по умолчанию, что монтажными приемами у нас все владеют, а посмотришь клипы, так оказывается единицы. И ещё меньше тех, кто делает это хорошо. У меня складывается впечатление, что основная масса клипорезов монтирует свои работы "интуитивно", спора нет - случаются и достойные работы, но это, скорее, редкие проблески "гениальности", остальная же масса оставляет желать лучшего =)). Проработанные же клипы в монтажном, да и во всех других планах, за редкими исключениями, всегда остаются классикой жанра. Поэтому, в пику современной тенденции "эффектерства", в угоду которой, к сожалению, зачастую жертвуют всем остальным - считаю своим долгом, с помощью яндекса, напомнить вам о простых и не очень монтажных приёмах. Начинающим клипорезам рекомендую "намотать на ус" или ещё лучше - заучить как "Отче наш". =)) Взято отсюда: http://www.dubl2.ru/html/sov12.htm
Цитата | Монтаж фильма. Видеофильм — это серия сцен, которые вместе представляют собой законченные эпизоды, связанные между собой действием. Монтаж - это ряд операций, во время которых сцены фильма, снятые не подряд, подбираются соответственно ходу действия в сценарии, т.е. в том порядке, в каком они будут показаны на экране зрителю. Это техническое понятие монтажа. Но монтаж имеет ещё и чисто творческие задачи и среди выразительных средств кино занимает одно из самых главных мест.
Принципы монтажа. Основные принципы киномонтажа стали уже общеизвестными и составляют «грамматику монтажа»:
1) отдельные кадры, заключающие в себя незавершенное действие, являются элементами, из которых создается экранный образ;
2) показ действия в последовательной связи с другими сценами повествования (а не изолированно) дает возможность средствами кино показать развитие сюжета;
3) даже примитивные монтажные приемы (смена точек съемки, врезки и т. п.) развития сюжета позволяют создавать драматическое напряжение и управлять им, добиваясь художественной выразительности;
4) напряженность повествования нарастает благодаря наслоению выразительных деталей;
5) показ параллельного действия (параллельный монтаж), перемежающийся показ нескольких сюжетных действий на экране (перекрестный монтаж) позволяют добиться не только расширения сюжетной рамки повествования, но и усилить его значимость;
6) монтаж позволяет разглядеть сцену в разнообразных ракурсах — то приближаясь к человеку, то удаляясь от него, то выделяя самое главное, то внезапно раскрывая широкую картину всего происходящего;
7) монтаж позволяет изменять темп развития действия на киноэкране и управлять им: замедлять или ускорять его.
Приемы монтажа. Можно попытаться суммировать те монтажные приемы, которые когда-либо были использованы, чтобы составить для себя ясную картину тех возможностей, которые открывает кинематограф.
1. Смена плана — прием перехода от общего плана к крупному и наоборот. Это наиболее часто используемый прием, чтобы показать лицо актера крупным планом и тем самым выделить, подчеркнуть переживания героя. Переход оправдан, когда эмоциональная реакция актера становится центром внимания всей сцены. Когда же напряжение спадает, возможен возврат к общему плану. При смене планов каждый включенный в картину кусок должен служить или результатом предшествующих, или предпосылкой для последующих кусков. Нельзя допускать слишком слабых масштабных изменений при переходе от одного плана к другому, так как смена кадров выглядит так, словно люди и предметы, судорожно дернувшись, слегка изменили свое положение в кадре.
2. Очень дальний план. Прием использования очень дальнего плана обычно не имеет прямого отношения к сюжету и служит лишь для обогащения драматургии повествования.
3. Возврат действия в прошлое. Прием, позволяющий более отчетливо разъяснить поступки действующих лиц, показав зрителю их мысли или воспоминания, с тем чтобы полнее раскрыть идею насыщенной драматизмом сцены.
4. Перемена мест точек съемки (перестановка аппарата с одного места на другое). Прием, позволяющий добиться большой выразительности показом развития действия из наиболее интересных точек.
5. Удаление из общей сцены всего лишнего (промежуточного). Прием построения сцены показом начала и конца действия.
6. Построение сцены целиком из значительных деталей («строящийся монтаж»). Прием монтажа, при котором взаимосвязь между отдельными кадрами выражает идею фильма, раскрывает его эмоциональный настрой, хотя органически и не входит в сюжет.
7. «Конденсирование времени» (Скачкообразный монтаж). Прием киносъемки или монтажа разных планов таким образом, что позволяет сократить время показа действия на экране. Например, двумя кадрами показываются спортивные соревнования: старт и финиш. Часто такой резкий переход стараются смягчить при помощи титров или врезкой дополнительных отвлекающих кадров.
8. Монтажное сочетание, или сопоставление одних и тех же кадров в различном порядке.
9. Изменение угла зрения аппарата. Прием использования симметричных и несимметричных точек зрения, не нарушающих гармоничного изложения киноповествования, его логики.
10. Панорамирование. Прием, позволяющий показать масштабность сцены, одновременность действия и ограниченность в пространстве.
11. Глубинная мизансцена. Построение глубинной мизансцены переменной крупности на общих планах при движении камеры дает возможность в одном куске получить самые разнообразные планы, создать сложную монтажную фразу, без единой резки плана.
12. Введение статичных кадров. Прием, показывающий реакцию наблюдателя. Статичные кадры в сценах погони служат монтажным переходом к сценам движения.
13. Параллельный монтаж. Прием параллельного монтажа заключается в том, что два события, показанные одно за другим, происходят параллельно и связаны между собой сюжетной последовательностью. Основан этот метод на одном из главных достоинств кино, заключающемся в том, что кино позволяет фиксировать движение и мгновенно переносить зрителей из одного места действия в другое. Прием параллельного монтажа позволяет раскрыть на экране конфликт, сопровождаемый быстро развивающимся действием. Очень часто этот прием используется в сценах погони, когда, показывая поочередно то преследующего, то преследуемого, автор фильма помогает зрителю наблюдать за развивающимися событиями, сохраняя при этом иллюзию непрерывности действия. Метод параллельного монтажа используется и тогда, когда авторы фильма переносят зрителя из настоящего в прошлое и затем снова возвращают к настоящему.
14. Наезд. Прием съемки длинных сцен (по существу, этот прием заменяет монтаж от общего к крупному плану). Наезд скрашивает неподвижность или бедность мизансцены и «дает возможность более или менее безболезненно проглотить довольно длинные куски бездейственного актерского разговора».
15. Отъезд — также один из приемов съемки длинных сцен. (Этот прием заменяет монтаж от крупного плана к общему плану.) Он применяется довольно редко и только в тех случаях, когда это логически оправдано.
16. Сохранение ритма. Нельзя смонтировать куски, если они не совпадают по ритму и темпу. Не следует смешивать два понятия: ритм и темп. Если темп развития действия может быть определен при съемке или даже раньше — в режиссерском сценарии, то ритм — это чисто монтажное искусство. Так, если очень быстрое внутрикадровое движение (гонки, скачки) показывать длинными планами, то впечатление стремительности пропадает. Такой беспокойный ритм строится на коротких монтажных перебивках. Монтируя фильм, следует помнить, что каждый кадр должен быть оставлен на экране в течение определенного минимума времени, нужного, чтобы стать понятным зрителю. Этот минимум времени определен в каждом отдельном случае размером, которым снято изображение, его содержанием, происходящим в нем движением. Таким образом, длина куска, время его показа на киноэкране зависят от сложности зрительного восприятия. В то же время, длина куска является элементом ритма сцены. Технически создание единого ритма в фильме осуществляют подбором (подрезанием) длины каждого кадра до нужной длины.
17. Наплыв - прием съемки длинных сцен с целью сокращения их продолжительности. Например, пара, идущая по аллее, показывается сначала общим планом, а затем наплывом — крупно. Довольно просто осуществляется при монтаже на компьютере.
18. В затемнение и из затемнения. Прием, используемый в тех случаях, когда подразумевается, что между концом одной сцены и началом второй «прошло много времени». Этот прием позволяет удобно вмонтировать надписи и осуществить плавный переход от эпизода к надписи.
19. Внутрикадровый монтаж. Прием, вызывающий появление монтажного эффекта, при котором движение изображения происходит внутри кадра. Если учесть, что резкая смена плана приводит к тому, что на киноэкране оказывается не предмет, а его часть (а это фактически воспринимается как смена объекта), то можно сказать, что первый случай (сопоставление цепочки кадров) будет представлять на экране смену кадров, а второй — движение изображения внутри кадра. Монтажный кинематографический эффект возникает в обоих случаях.
Монтажные переходы. Под монтажным переходом понимают такую стыковку кадров изображения, которая логически оправдана, не вызывает противоестественных впечатлений и потому воспринимается зрителями с экрана вполне закономерной.
Один из самых элементарных приемов, используемых в профессиональном кино для отделения одной сцены от другой, является затемнение. Этот процесс обычно занимает при съемке и на экране от одной до четырех секунд. Причём такой переход можно сделать даже самой простой камерой еще при съемке. Конечно, лучшим вариантом остается создание переходов при монтаже на компьютере.
Чтобы подчеркнуть смысловую связь эпизодов и сцен, в кино применяются так называемые наплывы — постепенные переходы одного изображения нёпосредственно в другое. Такие переходы используются в кино и для связи сцен, между которыми прошло некоторое, не показанное на экране время. Например, в одной сцене показываются пассажиры, поднимающиеся в самолет, а в следующей через наплыв зритель видит этих же пассажиров, выходящих из самолета в другом аэропорту. Полет на самолете, как не имеющий в данном случае значения, опускается. Однако, такие переходы, а так же более сложные (вытеснения, шторки и др.), можно получить только в процессе нелинейного монтажа видео на компьютере.
Производители ПО предлагают широкий выбор разнообразных монтажных переходов: от постепенного затемнения изображения перед следующей сценой до вращения кадров вокруг своей оси. Мы пришли к выводу, что простые переходы смотрятся более профессионально; излишняя их сложность утомительна для глаз.
В процессе монтажа режиссер, используя снятый заранее материал, путем соединения отдельных кадров в единое целое может получить на экране новые образные решения, придать кинематографическому изображению неожиданную интерпретацию, вскрыть «подтекст», то есть внутреннее, незаметное при поверхностном рассмотрении содержание кадра или сцены. Благодаря монтажным сопоставлениям на экране можно получить художественные образы, сходные по смыслу с литературными: сравнения, эпитеты, метафоры и т. п. |
Исправил(а): Rick Junker, 06 августа 2008, 11:34
-------------- "Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник?.." К. Д. Бальмонт
|
Отправлено: 06 августа 2008, 11:34 | Зарегистрирован: 15 июня 2003 |
|
|
|
| |
Автор АКРОССа |
|
Читает: | Berserk, NHK, Gantz |
|
|
|
И все таки далеко не все приемы монтажа предоставленные выше применимы для амв. Мы ведь работаем уже с готовым материалом.
|
Отправлено: 06 августа 2008, 13:23 | Зарегистрирован: 05 января 2005 |
|
|
|
| |
Опытный автор |
|
|
|
|
KocTonpaB Не аргумент, монтаж это всегда работа с уже готовым материалом, просто в фильмах специально снимается несколько планов, а в АМВ необходимо создать нужный план из разных кадров, причем свободы у нас здесь больше, т.к. можно недостающие кадры брать из других аниме. =)) Инструментов для работы с кадром тоже хватает - так что вполне можно применить почти все вышеописанные приёмы, только это достаточно сложно. Для начала неплохо бы освоить простые приёмы - они точно универсальны для любого монтажа. Например, развернув кадр на 180% (фактически меняем положение камеры), мы заставляем смотреться по другому даже самую затасканную до дыр сцену =)) пользуйтесь пока я добрый.
Исправил(а): Rick Junker, 06 августа 2008, 15:26
-------------- "Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник?.." К. Д. Бальмонт
|
Отправлено: 06 августа 2008, 14:07 | Зарегистрирован: 15 июня 2003 |
|
|
|
| |
Начинающий автор |
|
|
|
|
Rick Junker Прочитал , спасиба А можешь создать темку про синхру?)))
-------------- V for Vladislav Opium-V
|
Отправлено: 06 августа 2008, 15:32 | Зарегистрирован: 11 сентября 2007 |
|
|
|
| |
Автор |
|
|
|
|
да, это очень важно.. в основном все эти приёмы и так ясны, но всё равно полезно. всё таки имхо монтаж теорией трудно качать. лучше смотреть и изучать про-монтажные клипы, не обязательно амв..
|
Отправлено: 06 августа 2008, 20:43 | Зарегистрирован: 19 февраля 2008 |
|
|
|
| |
Автор АКРОССа |
|
Читает: | Berserk, NHK, Gantz |
|
|
|
Rick JunkerЦитата | Не аргумент, монтаж это всегда работа с уже готовым материалом, просто в фильмах специально снимается несколько планов, а в АМВ необходимо создать нужный план из разных кадров, причем свободы у нас здесь больше, т.к. можно недостающие кадры брать из других аниме. =)) |
Ну вот описывался прием когда камера меняет план, как такое организовать в клипе если этого нет в исхожнике, из другого не возьмешь ибо персоонажи другие.
|
Отправлено: 06 августа 2008, 22:52 | Зарегистрирован: 05 января 2005 |
|
|
|
| |
Опытный автор |
|
|
|
|
KocTonpaB А скейл вроде никто не отменял =)), крупный план героя маской вырезается из другого кадра. Да и монтажный переход между сменами плана тоже вполне допускается.
-------------- "Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник?.." К. Д. Бальмонт
|
Отправлено: 07 августа 2008, 00:03 | Зарегистрирован: 15 июня 2003 |
|
|
|
| |
Автор АКРОССа |
|
|
|
|
Лично я узнал кое-что интересное из этой статьи и статей аналогичной тематики. То, о чем интуитивно догадывался, теперь имеет научное объяснение и осело в памяти как "фундаментальные монтажные правила" :) Спасибо за полезную информацию, Rick Junker!
|
Отправлено: 07 августа 2008, 00:19 | Зарегистрирован: 14 декабря 2006 |
|
|
|
| |
Зритель |
|
|
|
|
в принципе ничего нового не нашел. разве что замечу, что "параллельный монтаж" опасная штука, учитывая среднюю продолжительность амв. запросто можно вместо параллельных повествований сделать кашу из кадров.
|
Отправлено: 07 августа 2008, 09:37 | Зарегистрирован: 16 апреля 2005 |
|
|
|
| |
Опытный автор |
|
Смотрит: | в пустой холодильник... |
|
|
|
Интересно.
-------------- Хоть и не автор АКРОССа, но все же я ... (см. под ником) | [email protected]
|
Отправлено: 09 августа 2008, 21:53 | Зарегистрирован: 27 июня 2006 |
|
|
|
| |
Начинающий автор |
|
|
|
|
вот она философия
Исправил(а): Prichendal, 22 сентября 2008, 03:52
|
Отправлено: 22 сентября 2008, 03:51 | Зарегистрирован: 22 сентября 2008 |
|
|
|
| |
Автор |
|
|
|
|
Интересно было почитать, узнал столько всего нового... Спасибо.
-------------- Failure does not mean that I will never make it. It does mean that I need more practice.
|
Отправлено: 28 февраля 2009, 19:56 | Зарегистрирован: 29 августа 2008 |
|
|
|
| |
Автор |
|
|
|
|
Мне сильно интересней было почитать в Вики вот это.
-------------- skype id: lirinis
|
Отправлено: 01 марта 2009, 00:41 | Зарегистрирован: 29 июля 2006 |
|
|
|
| |
Автор |
|
|
|
|
вот тут ещё дофига матчасти.
|
Отправлено: 01 марта 2009, 17:18 | Зарегистрирован: 19 февраля 2008 |
|
|
|
| |
Автор АКРОССа |
|
|
|
|
Фигня вся эта матчасть для клипмейкера- все заточено под фильмы и работу с камерой, а не под клипы и работу с футажем. 4 секунды- минимальная длинна нарезки? Не смешите мои тапки
|
Отправлено: 01 марта 2009, 18:35 | Зарегистрирован: 14 декабря 2006 |
|
|
|
|